ГБОУ "ОШ № 91 Г.О. МАКЕЕВКА"
г. Макеевка
  • «Буллинг и кибербуллинг»

    Буллинг - это социально-психологическое явление, свойственное преимущественно организованным коллективам, связанное с преднамеренным систематически повторяющимся агрессивным поведением, включающим неравенство власти или силы
    Виды буллинга
    Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает самооценку. В этом случае оружием служит голос.(насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.)
    физическое насилие-применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможно нанесение физической травмы(избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек).
    Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица, от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву могут принуждать к воровству имущества разновидность школьного буллинга – кибербуллинг- при котором жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

    Участники ситуации буллинга:

    Жертва - человек, который подвергается насилию.
    Сторонник буллера - человек, находящийся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им
    Зачинщик – буллер - человек, который преследует и запугивает жертву
    Наблюдатели - человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств и пр., но соблюдающий нейтралитет
    Защитник -человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить ее от агрессии

    Причины буллинга

    удовольствие от буллинга, способ найти хоть какой-то смысл: буллинг часто возникает на фоне потери смысла, от скуки, от общей дезориентации в ценностях и правилах: «Зачем вообще ходить в школу?»

    -жажда власти, самоутверждение за счет унижения другого
    -собственные неудачи и поиск козлов отпущения, месть
    -понимание дружбы как отталкивание, выживание других
    -желание заставить страдать других, поскольку сам ( буллер ) пострадал от несправедливости
    -отсутствие психологических структур (знаний, навыков), необходимых для —конструктивного разрешения конфликтов
    -враждебность, расизм, зависть
    -садизм акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.

    При обнаружении буллинга произвести следующие действия:

    Немедленно прекратить!

    Система профилактики делится на:

    Первичная профилактика- комплексное воздействие на непосредственно вовлеченных в ситуацию буллинга и ближайшее окружение: просветительская деятельность, диагностический и тренинговый блоки
    Вторичная профилактика – оказание медико-психолого-педагогической помощи пострадавшим от насилия, предупреждение суицидальных попыток и повторения.
    В случае определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования.

    Сбор информации проводится по следующим направлениям:
    от самого пострадавшего;
    от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.

    Непосредственно в амбулаторных детских поликлинических учреждениях помощь детям, пострадавшим от буллинга, должна быть организована сотрудниками отделений медико-социальной помощи.

    Профилактика буллинга. Строится на принципах:

    Неуклонно выполнять принятые правила в отношении случаев буллинга. Принцип: Ни один случай буллинга не должен остаться безнаказанным
    Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно
    Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием

    Используется Системный подход:

    противодействие буллингу в стенах ОО ведется на трех уровнях: школы в целом, класса и отдельных учеников. Соответственно отвечают за работу администрация (Антибуллинговый комитет), учитель (классный руководитель).
    Работа по сбору информации, разработке индивидуальных программ сопровождения каждого учащегося и отслеживание динамики развити
    Поведенческой стратегией предотвращения буллинга в образовательном учреждении является привлечение персонала школы, учеников и их родителей к решению этой проблемы, повышение их осведомлённости относительно ситуации буллинга в школе.
    Необходимо знать, если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными.
    Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно.

    Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
    Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

    И несколько советов для родителей:
    Что делать если вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?

    Действовать нужно, и начать следует вот с чего:
    1. Нужно усвоить для себя, что травля это травля, и ответствен за неё не ребёнок, каким бы «нестандартным» он ни был.
    2. Объяснить это ребёнку. Он должен знать, что его вины в том, что он стал жертвой буллинга нет. Проблема, вероятно, есть, но вины нет и быть не может.
    3. Найдите взаимопонимание с педагогами.
    4. Педагог должен сказать ребятам, что то, чем они занимаются травля, и это недопустимое поведение. Вопрос должен ставиться не в форме «Представляете, как ему плохо?», а только: «Как вам было бы на его месте? Что чувствовали бы вы?». Иногда, если видно, что изменить к лучшему ситуацию в группе не в ваших силах, единственным правильным решением будет перевести ребёнка.
    5. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.
    Стереотип сложился - любой поступок предсказуем. Но если он на стандартные обстоятельства отреагирует неожиданным образом, то, возможно, ему удастся не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению стереотипа (пусть он сделает то, чего от него совсем не ожидают).
    6. Обеспечьте ребенку все, что позволит ему соответствовать требованиям учебного заведения.
    7. Обязательно предупредите преподавателей о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.).
    8. Не следует приходить в учебное заведение и лично разбираться с обидчиками своего ребенка, следует поставить в известность классного руководителя, попросить его разобраться.

    Профилактика кибербуллинга (что может посоветовать классный руководитель родителям)

    Если ребенок стал жертвой кибербуллинга:
    1.Сохранять спокойствие. Главная задача - эмоциональная поддержка.
    2.Отправьте обидчика в черный список или смените электронный адрес или страницу в социальной сети вашего ребенка.
    3.Если вы смогли обнаружить, кто именно был источником угроз, сообщите об этом родителям агрессора или администрации школы, в которой он учиться.
    4.Сохранить свидетельства этого события. Сделать копии полученных сообщений. В случае повторения угроз - обращайтесь в органы правопорядка.

    Как отслеживать деятельность ребенка в интернете
    Держите компьютер в оживленном месте квартиры, а не в комнате у ребенка - так вы сможете легко следить за его использованием.
    - Не подключайте смартфон вашего ребенка к Интернету - таким образом вы значительно сократите его времяпрепровождение в сети.
    Убедите ребенка, что он может спокойно рассказать вам о том, что стал жертвой издевательств в Интернете, и это признание не лишит его компьютера
    Расскажите детям, как защититься в Интернете
    Вы не одиноки. Вам помогут.
    Бороться с ребенком не надо. И отключать ему доступ в Сеть не стоит.
    Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
    Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.
    Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
    Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.

    Что делать, если ваш ребенок является не жертвой, а агрессором:

    Просветите ребенка о вреде кибербуллинга. Ваш ребенок может еще не понимать какими разрушающими могут быть последствия его действий для психики жертвы.
    Научите вашего ребенка сочувствию и пониманию, и попытайтесь помочь ему посмотреть на ситуацию с точки зрения жертвы.
    Напомните ребенку, что кибербуллинг может иметь очень серьезные правовые последствия.
    Научите ребенка правильно справляться со стрессом. Кибербуллинг может быть способом снять напряжение и избавиться от ярости, которая накопилась в вашем ребенке и не нашла себе выхода.
    Скажите ребенку, что будете отслеживать его деятельность в Интернете и, если его поведение не улучшиться, то вы лишите его доступа к компьютеру.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie